Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года
Включает все изменения до 6 февраля 2020 г.
Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства
Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.
В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.
Закон об образовании в РФ 2020, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.
Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.
Основные принципы Закона об образовании РФ
- равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
- безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
- акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
- перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
- автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
- возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
Глава 1 Общие положения закона
Статья 1 Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3 Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
Статья 4 Правовое регулирование отношений в сфере образования
Статья 5 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
Статья 6 Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
Статья 7 Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 8 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
Статья 9 Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
Глава 2 Система образования
Статья 10 Структура системы образования
Статья 11 Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Статья 12 Образовательные программы
Статья 13 Общие требования к реализации образовательных программ
Статья 14 Язык образования
Статья 15 Сетевая форма реализации образовательных программ
Статья 16 Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Статья 17 Формы получения образования и формы обучения
Статья 18 Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
Статья 19 Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
Статья 20 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
Глава 3 Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Статья 21 Образовательная деятельность
Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
Статья 23 Типы образовательных организаций
Статья 24 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
Статья 25 Устав образовательной организации
Статья 26 Управление образовательной организацией
Статья 27 Структура образовательной организации
Статья 28 Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Статья 29 Информационная открытость образовательной организации
Статья 30 Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Статья 31 Организации, осуществляющие обучение
Статья 32 Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
Глава 4 Обучающиеся и их родители (законные представители)
Статья 33 Обучающиеся
Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Статья 35 Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
Статья 36 Стипендии и другие денежные выплаты
Статья 37 Организация питания обучающихся
Статья 38 Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
Статья 39 Предоставление жилых помещений в общежитиях
Статья 40 Транспортное обеспечение
Статья 41 Охрана здоровья обучающихся
Статья 42 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Статья 43 Обязанности и ответственность обучающихся
Статья 44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Статья 45 Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Глава 5 Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Статья 46 Право на занятие педагогической деятельностью
Статья 47 Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников
Статья 49 Аттестация педагогических работников
Статья 50 Научно-педагогические работники
Статья 51 Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
Статья 52 Иные работники образовательных организаций
Глава 6 Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Статья 53 Возникновение образовательных отношений
Статья 54 Договор об образовании
Статья 55 Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Статья 56 Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
Статья 57 Изменение образовательных отношений
Статья 58 Промежуточная аттестация обучающихся
Статья 59 Итоговая аттестация
Статья 60 Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
Статья 61 Прекращение образовательных отношений
Статья 62 Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Глава 7 Общее образование
Статья 63 Общее образование
Статья 64 Дошкольное образование
Статья 65 Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Статья 66 Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
Статья 67 Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
Глава 8 Профессиональное образование
Статья 68 Среднее профессиональное образование
Статья 69 Высшее образование
Статья 70 Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
Статья 71 Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
Статья 72 Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
Глава 9 Профессиональное обучение
Статья 73 Организация профессионального обучения
Статья 74 Квалификационный экзамен
Глава 10 Дополнительное образование
Статья 75 Дополнительное образование детей и взрослых
Статья 76 Дополнительное профессиональное образование
Глава 11 Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
Статья 77 Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
Статья 78 Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
Статья 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Статья 80 Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
Статья 81 Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
Статья 82 Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
Статья 83 Особенности реализации образовательных программ в области искусств
Статья 84 Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
Статья 85 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
Статья 85.1 Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
Статья 86 Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Статья 87 Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
Статья 88 Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
Глава 12 Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Статья 89 Управление системой образования
Статья 90 Государственная регламентация образовательной деятельности
Статья 91 Лицензирование образовательной деятельности
Статья 92 Государственная аккредитация образовательной деятельности
Статья 93 Государственный контроль (надзор) в сфере образования
Статья 94 Педагогическая экспертиза
Статья 95 Независимая оценка качества образования
Статья 95.1 Независимая оценка качества подготовки обучающихся
Статья 95.2 Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Статья 96 Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
Статья 97 Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
Статья 98 Информационные системы в системе образования
Глава 13 Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Статья 99 Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
Статья 100 Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
Статья 101 Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
Статья 102 Имущество образовательных организаций
Статья 103 Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
Статья 104 Образовательное кредитование
Глава 14 Международное сотрудничество в сфере образования
Статья 105 Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
Статья 106 Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
Статья 107 Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
Глава 15 Заключительные положения закона
Статья 108 Заключительные положения
Статья 109 Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
Статья 110 Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации
Статья 111 Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
- законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
- гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
- формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
- определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
- дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
- описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в
- области обучения и преподавания;
- определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
- полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
- правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
- регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.
Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения
Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.
Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.
Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.
Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:
- гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
- определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
- в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
- оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.