Настоящая рабочая программа (далее-Программа) предназначена для профессиональной подготовки лиц, имеющих среднее профессиональное образование, в целях получения новой профессии «Машинист агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования» 5 разряда.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения от 18 апреля 2013 г. № 292;
- «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение от 02 июля 2013 года №513;
- Единого тарифно-квалификационного справочника (Выпуск 6, Раздел «Бурение скважин»)
В программе предусмотрено оптимальное распределение часов по изучаемым курсам, разделам, темам.
Содержание рабочей учебной программы представлено пояснительной запиской, рабочим учебным планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Программы, условиями реализации ее реализации, системой оценки результатов освоения, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочий учебный план содержит:
— перечень учебных предметов общепрофессионального учебного и профессионального циклов, с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Успешное освоение учебных предметов общепрофессионального цикла даёт возможность продолжить обучение по учебным предметам профессионального цикла.
Также Программой предусмотрено прохождение учебной и производственной практики:
— учебная практика проходит в учебной мастерской;
-производственная практика — непосредственно на предприятиях на основе заключенных договорам с организациями соответствующего профиля.
Нормативный срок освоения программы – 322 часа при любых формах обучения.
В процессе теоретического и производственного обучения слушатели получают знания по эффективной организации труда, использованию новой техники и передовых технологий, повышению производительности труда, экономии материальных и других ресурсов. При проведении обучения особое внимание уделяется вопросам изучения и выполнения требований охраны труда и промышленной безопасности, в том числе при проведении конкретных видов работ.
К концу обучения каждый рабочий самостоятельно выполняет все виды работ, предусмотренные квалификационной характеристикой, а также технологическими условиями и нормами, установленными на производстве.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационном справочнике по профессии «Машинист агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования» 5 разряда. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Лицам, успешно, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдаются документы о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, должности служащего).
Машинист агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования 5-го разряда
Характеристика работ. Обслуживание агрегата по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования, смонтированного на шасси автомобиля грузоподъемностью до 5 т или на базе трактора с мощностью двигателя до 73,5 кВт (100 л.с.) включительно, подготовка агрегата к работе на объекте, техническое обслуживание всех механизмов и оборудования, установленных на агрегате, и ремонт наземного нефтепромыслового оборудования. Монтаж, демонтаж нагнетательных и заправочных линий, пистолета высокого давления, переводников и присоединений их к выкиду насоса, солидолонагнетателя. Проверка надежности крепления муфтовых соединений. Подключение и отключение электрооборудования агрегата от промысловой электросети, проверка надежности контактов и заземления электрооборудования агрегата. Обслуживание оборудования по механизированному освобождению редуктора от отработанного масла, промывка картера редуктора, заполнение редуктора свежим машинным маслом и заполнение подшипниковых узлов контактной смазкой. Наблюдение за работой компрессорной установки и солидолонагнетателя. Содержание всех узлов и механизмов агрегата в работоспособном состоянии. Управление автомобилем, трактором. Производство текущего ремонта автомобиля, трактора и механизмов агрегата.
Должен знать: конструкцию и правила эксплуатации автомобиля, трактора, грузоподъемных механизмов, механизированного оборудования для жидкой и консистентной смазки, электрооборудования и оборудования для газовой резки и сварки, смонтированного на агрегате по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования; технологический процесс промывки; применяемые смазочные материалы; правила технической эксплуатации автомобилей, тракторов; признаки, причины и способы обнаружения и устранения неисправностей автомобиля, трактора и установленного на них специального оборудования и механизмов; слесарное дело в объеме выполняемых работ.
При работе на агрегатах по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования, смонтированных на шасси автомобиля грузоподъемностью более 5 т или на базе трактора с мощностью двигателя свыше 73,5 кВт (100 л.с.), — 6-й разряд.
Требуется среднее профессиональное образование.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Машинист агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования» служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция машиниста агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС
Работа в нефтегазовой отрасли по праву считается наиболее престижной и денежной в России. Отчасти это связано с ориентацией экономики на добычу полезных ископаемых и высоким спросом на энергоносители. Однако при этом добыча нефти – это весьма наукоемкое производство. Она нуждается в большом количестве высококлассных специалистов, а их зарплата по определению не может быть низкой. Всегда будут востребованы хорошие рабочие по обслуживанию различной техники на месторождениях.
Суть работы машиниста по обслуживанию агрегатов на нефтепромысле
Основную работу на буровой исполняет бригада, состоящая из буровика и, как правило, трех-четырех его помощников. Однако помимо них здесь трудится немало специалистов. Их совместная задача – добиться бесперебойной и безаварийной добычи нефти. Сделать это можно лишь при своевременном обслуживании всех узлов и агрегатов.
Бурение скважин очень часто осуществляется при помощи буровых установок, смонтированных на шасси грузовых автомобилей. Именно с ними приходится работать машинисту по обслуживанию. Помимо прочего машинист также управляет автомобилем, для чего требуются права категории C.
Основные обязанности машиниста агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования:
- Разворачивание и подготовка агрегата к работе на месторождении;
- Техосмотр и обслуживание всех узлов и механизмов;
- Ремонт наземного нефтепромыслового оборудования;
- Монтаж и демонтаж заправочных линий и прочего оборудования;
- Проверка надежности муфтовых соединений;
- Подача электропитания на оборудование;
- Промывка картера редуктора от отработанного масла, заливка свежего;
- Наблюдение за работой компрессора и солидолонагнетателя;
- Проведение текущего ремонта автомашины и механизмов агрегата.
Как видим, работы у машиниста предостаточно. На практике их ещё больше, учитывая особенности нефтепромысла, который в России сосредоточен в основном в северных регионах.
Требования к машинистам агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования
Трудиться нефтяникам приходится в буквальном смысле по колено в грязи – особенно, если речь идет о бурении разведочных скважин. При этом работа осуществляется только вахтовым методом.
Вполне понятно, что при таких условиях устроиться на работу машинистом можно только на определенных условиях.
В первую очередь кандидат на должность машиниста должен обладать отменным здоровьем. На месторождения берут работать только физически сильных и выносливых мужчин.
Второе – специалист должен отлично разбираться в обслуживаемой технике (да и в принципе в ремонте техники).
Третье – нужно водительское удостоверение для управления большегрузной техникой. Категория – либо C1 (менее 7,5 тонн), либо C (свыше 7,5 тонн). Кроме того, нередко обслуживающие агрегаты монтируются на базе тракторов с мощностью двигателя 100 л.с. и выше. В этом случае понадобятся права категории D.
Где выучиться на машиниста агрегатов по обслуживанию нефтегазопромыслового оборудования
Обучение на машинистов производятся в учебных центрах профессиональной подготовки рабочих кадров (учебных центрах). Работать на подобном оборудовании могут только квалифицированные работники, прошедшие производственную практику и сдавшие квалификационный экзамен.
Однако при этом возможен вариант профессиональной переподготовки, если есть базовое профильное образование.
Средняя заработная плата машинистов нефтепромысловых агрегатов в России
Специальность машиниста весьма востребована на северных промыслах, поэтому объявления о приеме на работу здесь не редкость. Однако при этом заработная плата не слишком велика по северным меркам.
Предложения начинаются от 40 тысяч рублей. При этом в вакансии обязательно будет указан вахтовый метод работы с постоянными разъездами по буровым.
Плюсы и минусы профессии машиниста нефтепромысловых агрегатов
У всех профессий в нефтяной отрасли есть ряд очевидных плюсов:
- высокая оплата труда по сравнению с прочими рабочими специальностями;
- стабильная работа с официальным трудоустройством;
- нередко – «северный» стаж и ранний выход на пенсию;
- очень часто корпоративные привилегии.
Минусов, однако, тоже достаточно:
- тяжелые условия труда;
- высокие требования к здоровью и квалификации;
- вахтовая работа вдали от дома;
- риск несчастных случаев, производственных травм и инвалидностей.