Настоящая рабочая программа предназначена для  профессиональной подготовки по профессии 13689 «Машинист двигателей внутреннего сгорания» (2 разряд) Срок обучения  3 месяца. С отрывом от производства/ без отрыва от производства.

Учебная программа по профессии «Машинист двигателей внутреннего сгорания» составлена в соответствии с «Положением об учреждении профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, функционирующем в системе топливно-энергетического комплекса» от 30 сентября 1996г; Типовым «Положением об учреждении профессионального образования», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.94 г. № 650;  сборником нормативно-правовых актов, документов и информационных материалов по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников (в 8-ми частях), разработанной Институтом развития профессионального образования, 2004 год.

В программе предусмотрено оптимальное распределение часов по изучаемым курсам, разделам, темам.

В программу включены  3 раздела теоретического обучения:

Экономический курс – 16 часов (16 часов – аудиторные занятия);

Общетехнический курс – 52 часа (52 часа — аудиторные занятия);

Специальный курс – 154 часа (154 часа – аудиторные занятия).

В данной программе прослеживается тесная связь теоретического материала с практикой, четко определены межпредметные связи.

В результате освоения программы по профессии «Машинист двигателей внутреннего сгорания»

Текущий контроль  является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков слушателей. Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности преподавателя. Текущий контроль необходимо осуществлять во всех организационных формах обучения. Текущий контроль может сочетаться с самим изложением, закреплением, повторением учебного материала. При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, а не формального, механического усвоения слушателями учебного материала.

Рубежный контроль  позволяет определить качество изучения слушателями учебного материала по разделам, темам вышеуказанного курса. Такой контроль, возможно, проводить в форме контрольных работ, зачетов по практическим занятиям.

Итоговой формой контроля является квалификационный экзамен в объеме 8-ми часов учебного времени.

Ни одно транспортное средство не может функционировать без двигателя внутреннего сгорания. Особенностью данного механизма является то, что процесс сгорания топлива происходит непосредственно внутри двигателя, а энергия, которая при этом вырабатывается, превращается в механическую работу. А для работы с данным прибором введена профессия машинист двигателей внутреннего сгорания.

Описание профессии

Машинист двигателей внутреннего сгорания – это специалист, который знает, каким образом функционирует двигатель внутреннего сгорания, каких видов он бывает, какие особенности строения существуют у разных видов. Кроме того, в его обязанности входит техническое обслуживание и обеспечение бесперебойной работы двигателя, а также всех вспомогательных механизмов.

Рабочий должен проводить текущий ремонт, если же возникшие технические неполадки находятся вне зоны его компетенции, ему необходимо сообщить обо всем руководству. А во время ревизии разбирает элементы двигателей.

Машинист двигателей внутреннего сгорания обязуется своевременно выполнять все поставленные перед ним задачи, соблюдать технику безопасности.

Работать на должности машиниста двигателя внутреннего сгорания имеют право только совершеннолетние после специального обучения. Кроме того, при приеме на работу им необходимо подтвердить уровень своей квалификации, пройдя инструктаж по технике безопасности и охране труда, а также пройти медицинский осмотр на предмет обнаружения возможных противопоказаний к работе. В дальнейшем обследования будут носить регулярный характер, по графику предусмотренному регламентом организации.

Перед допуском к самостоятельной работе машинист двигателей внутреннего сгорания в течение двух недель проходит обязательную стажировку под кураторством более опытного сотрудника. По прошествии пяти лет с момента присвоения квалификации специалисту по двигателям внутреннего сгорания необходимо пройти курсы переподготовку по данной специальности.

До начала работы машинисту необходимо сделать следующее: ознакомиться с записями в вахтовом журнале, которые сделал сменщик, переодеться в специальную одежду, проверить работоспособность всех вверенных приборов. Перед тем, как машинист запустит двигатель, он должен провести визуальный осмотр механизма, проверить надежность креплений, уровень масла. Если при осмотре были замечены неполадки, проводить запуск двигателя категорически запрещено.

Во время работы двигателя машинист должен отслеживать показания приборов, устранять отклонения, регулировать поддержание температуры масла и воды. При возникновении неисправности любого уровня, ему необходимо незамедлительно прекратить работу и сообщить о возникшей ситуации руководству.

Машинист двигателей внутреннего сгоранияГде можно выучиться профессии машинист двигателей внутреннего сгорания?

Получить образования машиниста можно несколькими способами: поступить в профильный колледж или техникум, куда принимают после 9 или 11 класса школы, либо пройти специальные курсы на базе образовательного центра, который имеет соответствующие разрешающие документы.

Срок прохождения образовательной программы завит от следующих факторов: место получения образования, форма его получения и какой уровень образования был получен до этого. Таким образом, учиться можно как три месяца, так и четыре года.

При этом необходимо иметь в виду, что от того, какой именно способ получения выбранной специализации, зависит глубина и качество полученных знаний.

А уже на самом мероприятии начинающий специалист в обязательном порядке проходит стажировку под кураторством более опытного машиниста. После пяти лет работы по данному профилю ему необходимо будет пройти курсы повышения квалификации.

Разряды профессии машинист двигателей внутреннего сгорания

У данной специальности шесть уровней квалификации: со второго по седьмой. При этом ключевым отличием мощность системы.

Машинист двигателей внутреннего сгорания 2 разряда Обслуживает технику с мощностью до 73,5 кВт.
Машинист двигателей внутреннего сгорания 3 разряда Работает с двигателями от 73,5 до 147 кВт.
 

Машинист двигателей внутреннего сгорания 4 разряда

Умеет работать с системами, мощность которых превышает 147, но не доходит 551,2 кВт.
 

Машинист двигателей внутреннего сгорания 5 разряда

Работает над двигателями, мощность которых свыше 551,2 кВт.
 

Машинист двигателей внутреннего сгорания 6 разряда

Знает, каким образом можно работать с несколькими двигателями с суммарной мощностью от 2205 до 2573 кВт.
 

Машинист двигателей внутреннего сгорания 7 разряда

Работают уже с установками, мощность которых свыше 2573 кВт.

Личностные качества профессии машинист двигателей внутреннего сгорания

Во время работы машинист должен проявить такие качества, как: внимательность, ответственность, собранность, дотошность к деталям. Ему необходимо уметь концентрироваться и быстро реагировать на внешние изменения.

Также к работе не могут быть допущены лица с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, позвоночника, суставов, с проблемами слуха или же зрения, а также нервными расстройствами и психическими заболеваниями.

Уровень заработной платы профессии машинист двигателей внутреннего сгорания

Профессия машинист двигателей внутреннего сгорания является весьма высокооплачиваемой, ее средний уровень заработной платы составляет 74 000 рублей. А самый высокий оклад в 90 000 рублей получают специалисты в Красноярском крае.

Плюсы и минусы профессии машинист двигателей внутреннего сгорания

К положительным моментам данной специальности можно отнести:

  • востребованность на рынке труда;
  • высокий уровень заработной платы.

А к отрицательным моментам стоит отнести:

  • большой уровень ответственности;
  • сидячий образ жизни;
  • для работы в данной должности предпочтение отдается мужчинам.