Управление современной техникой требует серьезных навыков и умений. Но эта работа вполне доступна любому интеллектуально развитому человеку. Главное — узнать, к примеру, все о профессии машиниста двигателя внутреннего сгорания, о специфике его деятельности, обучении и рабочих перспективах.
Сразу следует оговориться, что работа машинистом ДВС — это не всегда работа водителем автотранспорта, машинистом тепловоза или мотористом на судне. Подобные специалисты обслуживают и ряд стационарных двигателей внутреннего сгорания. Они должны досконально знать:
-
что эти моторы из себя представляют;
-
каковы их основные функциональные особенности;
-
каковы допустимые и недопустимые режимы работы моторов;
-
какое топливо может применяться, какие технические жидкости и комплектующие допустимо использовать;
-
как ремонтировать подобные двигатели;
-
какова может быть предельная загрузка этой техники.
Характеризуя положительные и отрицательные черты такой профессии, стоит указать на:
-
сравнительно высокую востребованность;
-
солидный уровень оплаты труда;
-
повышенную ответственность;
-
малоподвижный характер большинства манипуляций;
-
явное предпочтение мужчин большинством нанимателей.
ЕТКС предписывает такой главный круг обязанностей:
- забота о ДВС всех категорий (допустимая общая мощность техники определяется для каждого разряда отдельно);
- работы по обслуживанию механических установок и систем, оснащенных сразу несколькими моторами;
- запуск, остановка обслуживаемых двигателей;
- их визуальный контроль, текущий и планово-предупредительный ремонт;
- заправка топливных баков, использование смазочных масел и иных технических жидкостей;
- регулировка моторов с учетом особенностей тех устройств, которые с ними связаны (производственных аппаратов или ходовой части транспортных средств);
- участие в среднем и капитальном ремонте двигателей внутреннего сгорания;
- разбор, проверка и наладка моторов (самостоятельно или в процессе ревизии).
Действующий профессиональный стандарт вносит дополнительные уточнения в эту картину. Там прописано, что машинист должен поддерживать работоспособность и исправность вверенного ему оборудования. Даже если для этого нужно производить работы, не перечисленные в ЕТКС. Придется также заниматься и профилактикой неполадок на вверенных двигателях. В должностной инструкции типового образца указаны еще такие моменты, как:
- изучение и применение всех нормативных документов, относящихся к работе такого специалиста;
- выполнение распоряжений руководства;
- выполнение мер по охране окружающей среды;
- соблюдение пожарной и санитарной безопасности, общих норм техники безопасности;
- своевременное оповещение должностных лиц предприятия о нештатных ситуациях и их последствиях.
Для выполнения обязанностей машинисту предоставляются и определенные функциональные права. Так, он имеет возможность делать все, что считает необходимым для поддержания исправности техники и для предотвращения чрезвычайных происшествий. У него есть право добиваться всей необходимой помощи со стороны руководства и других работников. А также предоставляются права:
-
на создание оптимальных организационно-технических условий для работы;
-
на ознакомление со всеми распоряжениями руководства и со всеми проектами, планами, которые имеют отношение к такому специалисту и его работе;
-
на получение всей необходимой для работы информации (в виде официальных документов или непосредственных разъяснений);
-
на знакомство с точными инструкциями для каждой должности и другими документами, определяющими круг выполняемых работ, с основными критериями своей деятельности, принятыми в организации.
Разряды
Машинист второго разряда обязан уже досконально знать, как устроены обслуживаемые им двигатели, как их запустить в работу, остановить, как и чем смазывать. Придется изучить принципы питания топливом и охлаждения вверенных моторов. А также надо будет разбираться в сортах ГСМ, в особенностях арматуры и топливопроводов.
Для перехода в третью категорию дополнительно изучают:
-
устройство и функционирование электрогенераторов, вспомогательной (дополнительной) аппаратуры двигателя;
-
устройство и функционирование насосов, качающих топливо;
-
особенности работы КИПиА;
-
требования к документальному отражению параметров работы двигателя.
Машинист двигателей для присвоения 4 разряда обязан знать, как устроены и работают моторные установки разнообразных типов и категорий. Ему нужно понимать, каковы причины вероятных отклонений от нормы, их признаки и основные методы решения проблем. Еще этот специалист сможет безошибочно разобрать, собрать двигатель, провести его ревизию (либо дать пояснения ревизорам).
Чтобы претендовать на 5 разряд, потребуется освоить также электромеханические и кинематические схемы самих двигателей и сопряженного с ними оборудования.
Машинист 6 разряда свободно ориентируется в специфике работы самых мощных моторов и их комплексов, знает, как установить и демонтировать эти аппараты.
Где работает?
В среднем по России доход машиниста двигателя внутреннего сгорания составляет 74000 рублей. Но в Красноярском крае этот показатель заметно выше и достигает почти 100000 рублей. Шансы на трудоустройство очень велики. Машинистов двигателей внутреннего сгорания ждут в:
- транспортных компаниях;
- службах такси;
- фирмах по доставке грузов;
- автопарках предприятий и организаций;
- ОАО «РЖД»;
- аэропортах;
- речных и морских портах;
- пароходствах;
- дорожных ремонтно-строительных управлениях;
- различных промышленных и энергетических структурах;
- большинстве государственных ведомств;
- на буровых платформах;
- на различных рудниках и шахтах, лесопилках;
- в строительных компаниях.