Настоящая программа разработана на основе:

  • Закона РФ «Об Образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N513 «Об утверждении перечня профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»;
  • Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
  • Приказ Минтруда России от 01.03.2017 N206н «Об утверждении профессионального стандарта «Машинист комбинированной дорожной машины».

Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторовНастоящая программа предназначена для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве по профессии: «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов», достигших 16-ти летнего возраста и не имеющих медицинских противопоказаний.

Профессия Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов имеет диапазон групп квалификационных разрядов 1-6.

Цели и задачи образовательной программы:

Цель изучения программы: Выполнение технического обслуживания и текущего ремонта дорожно-строительных машин и тракторов.

Задач изучения программы:

  • Освоить слесарные работы;
  • Получить знания об устройстве дорожно-строительных машин и тракторов;
  • получить навыки выполнения механизированных работ по ремонту и устранению неисправностей дорожно-строительных машин и тракторов.

Учебные планы содержат: экономический курс, общетехнический курс,

специальный курс, практическое обучение.

В тематические планы изучаемого предмета могут вноситься изменения и дополнения с учетом специфики отрасли в пределах часов, установленных учебным планом.

Обучение может осуществляться, как групповым, так и индивидуальным методами. Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий — 1

академический час (45 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации. Теоретическое обучение проводится в учебном классе согласно расписанию. Обучение на производстве проводится в организации (предприятии) в течение всего периода непосредственно на рабочих местах.

Обучение может осуществляться в следующих формах:

— с отрывом от производства, очно (учебная неделя 40 учебных часов по 8 часов

в день, весь объем часов проводиться аудиторно);

  • без отрыва от производства в вечернее время (производственное обучение и производственная практика проводятся на производстве, теоретическое обучение проводиться в вечернее время по 4 часа в день, часть часов теоретического обучения может быть отведена для самостоятельного изучения с последующим контролем);
  • по индивидуальному учебному плану и ускоренному обучению (разрабатывается индивидуальный план консультаций и сдачи теоретических и практических разделов).

Планируемые результаты освоения (ППО)

Профессия — Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов В результате изучения программы:

Обучающиеся 1 разряда должны:

Знать:

  • основные приемы выполнения несложных слесарных работ;
  • назначение и правила применения простого слесарного и контрольно —

измерительных инструментов;

  • наименование и маркировку металлов, масел, топлива, смазок, моющих

веществ.

Уметь:

  • разбирать простые узлы дорожно-строительных машин, тракторов и прицепных механизмов;
  • рубить зубилом, резать ножовкой, опиливание, зачищать заусенцы, промывать, очищать и смазывать детали.

Обучающиеся 2 разряда должны:

Знать:

  • основные сведения об устройстве дорожно-строительных машин и тракторов;
  • правила и последовательность разборки на узлы и подготовки к ремонту дорожно-строительных машин и тракторов;
  • назначение и правила применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений и контрольноизмерительных инструментов;
  • назначение и применение охлаждающих и тормозных жидкостей, масел, топлива; механические свойства обрабатываемых материалов;
  • систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости;
  • основы электротехники и технологии металлов в объеме выполняемой работы.

Уметь:

  • разбирать дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов и подготовка их к ремонту; разбирать, ремонтировать, собирать простые соединенные и узловые дорожно-строительные машины и трактора с заменой отдельных частей и деталей;
  • снимать и устанавливать несложные осветительные арматуры;
  • выполнять крепежные работы при техническом осмотре и обслуживании; выполнять слесарную обработка узлов и деталей по 12 — 14 квалитетам с применением приспособлений;
  • выполнять более сложную работу по ремонту и монтажу под руководством слесаря более высокой квалификации.

Обучающиеся 3 разряда должны:

Знать:

  • устройство дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных

механизмов, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;

  • технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки машин и прицепных механизмов;
  • методы выявления и способы устранения дефектов в работе машин и отдельных агрегатов;
  • сорта масел, применяемых для смазки узлов машин; устройство универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;
  • систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости;
  • электротехнические материалы и правила сращивания, пайки и изоляции проводов.

Уметь:

  • выполнять ремонт, сборку и регулировку узлов и агрегатов средней сложности с заменой отдельных частей и деталей;
  • определять и устранять неисправности в работе узлов, механизмов, агрегатов и приборов при техническом осмотре и обслуживании дорожно-строительных машин и тракторов;
  • разбирать и подготавливать к ремонту агрегатов, узлов и электрооборудования; выполнять соединение и пайку проводов, изоляцию их и замену поврежденных участков;
  • выполнять общую сборку средней сложности дорожно-строительных машин и тракторов на колесном ходу;
  • выполнять слесарную обработку узлов и деталей по 11 — 12 квалитетам с применением универсальных приспособлений;
  • выполнять более сложную работу по ремонту дорожно-строительных машин, тракторов и прицепных механизмов к ним под руководством слесаря более высокой квалификации.

Обучающиеся 4 разряда должны:

Знать:

  • конструктивное устройство ремонтируемых дорожно-строительных машин и тракторов;
  • устройство двигателей внутреннего сгорания различных типов и назначений; методы регулирования отдельных агрегатов и узлов машин;
  • методику и режимы испытаний агрегатов дорожно-строительных машин и тракторов;
  • способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания узлов и агрегатов; электроприборы и электрооборудование дорожно-строительных машин и тракторов;
  • систему допусков и посадок, квалитеты и параметры шероховатости;
  • устройство, назначение и правила применения контрольно-измерительных инструментов; конструкцию универсальных и специальных приспособлений.

Уметь:

  • выполнять ремонт, сборку, стендовые испытания и регулировку сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и тракторов;
  • выявлять и устранять дефекты в процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов машин и тракторов;
  • выполнять слесарную обработку узлов и деталей по 7 — 10 квалитетам с применением универсальных приспособлений и специального инструмента;
  • выполнять общую сборку сложных дорожно-строительных машин, тракторов на гусеничном ходу, агрегатов электрооборудования и приборов;
  • выполнение сложных монтажных работ с применением подъемно — транспортных механизмов и специальных приспособлений.

Обучающиеся 5 разряда должны:

Знать:

  • конструктивное устройство ремонтируемых мощных тракторов и сложных дорожно-строительных машин, технические условия на ремонт, сборку, испытание и регулировку сложных агрегатов и электрооборудования; сложные электрические и монтажные схемы;
  • причины износа сопряженных деталей, способы их выявления и устранения;
  • устройство испытательных стендов.

Уметь:

  • выполнять ремонт, сборку, регулировку и испытание на стендах и на шасси сложных агрегатов и узлов дорожно-строительных машин и мощных тракторов;
  • определять на слух и устранять неисправности в работе двигателя внутреннего сгорания и в работе сложных узлов и механизмов дорожно — строительных машин и тракторов;
  • проверять и испытывать электрооборудования с применением специальной аппаратуры и приборов;
  • выполнять сложную слесарную обработка деталей по 6 — 7 квалитетам.

Обучающиеся 6 разряда должны:

Знать:

  • конструктивные особенности дорожно-строительных машин и тракторов различных марок;
  • технические условия на ремонт, испытание и сдачу сложных агрегатов и узлов;
  • способы полного восстановления и упрочнения изношенных деталей.

Уметь:

  • Выполнять ремонт, сборку, регулировку, комплексные испытания и сдачу в соответствии с техническими условиями сложных агрегатов и узлов дорожно — строительных машин и тракторов различных марок;
  • проверять правильность сборки со снятием эксплуатационных характеристик. Организационно-педагогические условия:

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение, по дисциплинарному курсу и осуществляющих руководство обучением на производстве: преподаватель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование.

Программа обучения на производстве организуется непосредственно на рабочих местах предприятия и имеет цель практическое освоение знаний, полученных во время теоретического обучения. В ходе выполнения различных производственных заданий у обучаемых формируются устойчивые умения и навыки труда, выполнения трудовой и технологической дисциплины и, особенно, безопасных методов труда.

Обучение на производстве должны осуществлять высококвалифицированные рабочие, бригадиры, начальники цехов, мастера, опытные рабочие, прививая в процессе труда любви и осознанного отношения к выбранной профессии.

Обучение на производстве осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы профессионального обучения, и направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Обучение на производстве носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

  • самостоятельную работу с учебными и справочными изданиями;
  • приобретение профессиональных навыков при осуществлении трудовых действий;
  • изучение организации и технологии производства, работ;
  • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • работу с технической, нормативной и другой документацией;
  • участие в совещаниях, деловых встречах.

В период прохождения производственной практики каждый учащийся ведет дневник, который проверяется лицом, ответственным за практику.

Программы производственного и теоретического обучения регулярно корректируются и дополняются учебным материалом о новых технологических процессах и оборудовании, передовых методах труда, используемых в отечественной и зарубежной производственной практике.

При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Консультации проводятся после прохождения теоретического курса и практического обучения. Время, отведенное на консультации, фиксируется в календарно — учебном графике.

Резерв времени выделяется на изучение новой техники, но может быть использован и для других целей.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в УЦ ООО «НПА».

По результатам квалификационного экзамена слушателю выдается документ установленного образца.

Сегодня сложно представить серьезное современное строительство без вспомогательных механизмов и различной тяжелой техники. Современное строительство – одна из наиболее механизированных сфер человеческой деятельности. Строительные машины задействованы на всех этапах строительного производства. Современные дорожно-строительные организации и дорожно-эксплуатационные хозяйства содержат огромный технический парк дорожно-строительных машин и тракторов, которые нужно поддерживать в исправном состоянии. Это сложные механизмы, которые требуют квалифицированного обслуживания. И чтобы современная техника исправно функционировала, существуют специалисты – слесари по ремонту строительных машин, которые выполняют текущий, капитальный и планово-предупредительный ремонт, а также монтаж, проверку и регулировку оборудования, машин и агрегатов.

Условия труда

Ремонт может проводиться как в помещении, так и прямо на месте эксплуатации техники, если она нетранспортабельна. Работает индивидуально или в составе бригады. Работа требует значительных физических усилий.

Профессионально важные качества

Работа требует физической силы и выносливости, тонкой мышечной и слуховой чувствительности, хорошего зрения, подвижности, координированности и точности движений кистей и пальцев рук, точного глазомера (линейного и объемного), развитого пространственного воображения, хорошей образной и двигательной памяти, технической сообразительности.

Медицинские противопоказания

Профессия противопоказана людям, страдающим болезнями опорно-двигательного аппарата, дыхательных органов (бронхиальная астма), сердечно-сосудистой системы, имеющим предрасположенность к аллергическим заболеваниям, выраженные дефекты зрения и психические недуги.

Учебный центр ООО «Ноябрьскпожавтоматика» проводит обучение по профессии «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов». Обучение на слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов проводится в два этапа: теоретическая часть и практические занятия. Обучение может проходить как в очной форме, так и в заочной. Также возможна дистанционная форма обучения.

Выбирая такую профессию, как монтажник строительных машин и механизмов, необходимо обратить внимание на уровень квалификации и состав преподавателей, которые будут обучать этому интересному мастерству. Ведь эксплуатация строительных механизмов на сегодняшний день ведется на каждой строительной площадке, поэтому все пытаются привлечь в свои проекты исключительно квалифицированных специалистов, которые будут качественно выполнять свою работу, а как раз для этого и необходимы грамотные преподаватели.

В учебном центре ООО «Ноябрьскпожавтоматика» курсанты смогут получить необходимый запас знаний и практических навыков при обучении на слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов. По окончанию обучения проводится выпускной квалификационный экзамен, по результатам которого выдается удостоверение установленного образца.