Настоящая рабочая программа (далее-Программа) предназначена для профессиональной подготовки лиц, имеющих общее и профессиональное образование, в целях получения новой профессии «Слесарь-сантехник» 4 разряда.
Программа разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения от 18 апреля 2013 г. № 292;
- «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение от 02 июля 2013 года №513;
- Единого тарифно-квалификационного справочника (Выпуск 2, Часть 2, Раздел «Слесарные и слесарно-сборочные работы»)
В программе предусмотрено оптимальное распределение часов по изучаемым курсам, разделам, темам.
Содержание рабочей учебной программы представлено пояснительной запиской, рабочим учебным планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения Программы, условиями реализации ее реализации, системой оценки результатов освоения, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочий учебный план содержит:
— перечень учебных предметов общепрофессионального учебного и профессионального циклов, с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Успешное освоение учебных предметов общепрофессионального цикла даёт возможность продолжить обучение по учебным предметам профессионального цикла.
Также Программой предусмотрено прохождение учебной и производственной практики:
— учебная практика проходит в учебной мастерской;
-производственная практика — непосредственно на предприятиях на основе заключенных договорам с организациями соответствующего профиля.
Нормативный срок освоения программы – 646 часов при любых формах обучения.
В процессе теоретического и производственного обучения слушатели получают знания по эффективной организации труда, использованию новой техники и передовых технологий, повышению производительности труда, экономии материальных и других ресурсов. При проведении обучения особое внимание уделяется вопросам изучения и выполнения требований охраны труда и промышленной безопасности, в том числе при проведении конкретных видов работ.
К концу обучения каждый рабочий самостоятельно выполняет все виды работ, предусмотренные квалификационной характеристикой, а также технологическими условиями и нормами, установленными на производстве.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационном справочнике по профессии Слесарь-сантехник» 4 разряда. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Лицам, успешно, сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдаются документы о квалификации (свидетельство о профессии рабочего, должности служащего).
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Слесарь, слесарь по ремонту машин и оборудования, слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, монтажник сантехнических систем, техник-сантехник (вентиляционщик)
СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Сантехнические системы и оборудование
- Системы центрального отопления водоснабжения, канализации и водостоков
- Системы обеспечения микроклимата зданий
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИИ
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Техника» (работа слесаря связана с разнообразными инструментами, машинами и механизмами).
- «Человек — Человек» (сантехник общается с коллегами, потребителями услуг).
- Класс профессии:алгоритмический (по характеру труда профессия сантехника связана с однотипной работой, организованной по заданному образцу, с четким выполнением установленных алгоритмов при решении стандартизированных задач, полным соблюдением всех правил, нормативов, инструкций).
- Тип профессии по условиям труда:работа на открытом воздухе, в жилых и промышленных здания, на строящихся объектах.
ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ
Сантехник занимается монтажом, эксплуатацией и ремонтом систем канализации, отопления, вентиляции, водо-, тепло- и газоснабжения.
Основные виды деятельности сантехника связаны с осуществлением работ по монтажу сантехнических систем и оборудования, а также систем обеспечения микроклимата, с устранением неполадок в них в соответствии с проектом производства работ, рабочими чертежами и требованиями нормативных документов.
К обязанностям сантехника относятся обеспечение исправного состояния, надежной и безаварийной работы обслуживаемых систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков, их правильной эксплуатации, осуществление качественного планового и экстренного ремонта и замена сантехнического оборудования, участие в ликвидации неисправностей в работе сантехнических систем, их ремонте и монтаже, осуществление комплексных испытаний санитарно-технических систем, их ревизия и испытание после ремонта.
ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
Для успешной деятельности в качестве слесаря необходимо наличие следующих личностных и профессионально-важных качеств:
- пространственное мышление;
- острое зрение;
- точный глазомер;
- подвижность тела и точная мелкая моторика (ловкость и координация движений рук);
- выраженная склонность к ручному труду;
- физическая сила и выносливость;
- способность к концентрации внимания;
- хорошая зрительно-моторная координация;
- эмоциональная устойчивость;
- техническая сообразительность и точность в действиях;
- сдержанность и вежливость в общении с людьми.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
- Гипертоническая болезнь III стадии.
- Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения I-II степени.
- Ревматизм.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
- Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
- Аллергические заболевания органов дыхания.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Сантехник должен знать:
- технологию и организацию работ по монтажу, эксплуатации и ремонту систем отопления, водоснабжения, водоотведения и обеспечения микроклимата в помещениях;
- физические явления, происходящие в трубопроводах, сантехническом оборудовании и системах обеспечения микроклимата;
- основные положения нормативных документов на проектирование сантехнических систем, производство и приемку строительно-монтажных работ;
- принципы действия, основные технические характеристики санитарно-технических устройств и оборудования;
- устройство контрольно-измерительных приборов, методы измерения теплотехнических параметров, схемы автоматизации сантехнических устройств и систем;
- методику расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации (предприятия);
- правила техники безопасности.
Сантехник должен уметь:
- выполнять работы по монтажу, эксплуатации и ремонту систем канализации, отопления, вентиляции, водо-, тепло- и газоснабжения и систем обеспечения микроклимата в помещениях;
- своевременно устранять неисправности,;
- оформлять технологическую и техническую документацию.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Сантехники могут работать в строительных организациях, строительно-ремонтных цехах предприятий, в управляющих жилищно-коммунальным хозяйством организациях, в фирмах, занимающихся монтажом и ремонтом систем канализации, отопления, вентиляции, водо-, тепло- и газоснабжения , в аварийных бригадах. Сантехник также может работать самостоятельно, выполняя частные заказы населения по ремонту сантехнического и вентиляционного оборудования.
УСЛОВИЯ ТРУДА
Сантехники работают в помещениях, в жилых и промышленных зданиях, на строящихся объектах, а также при монтажа систем отопления и вентиляции работа может осуществляться на открытом воздухе, используя ручные и электромеханические средства труда, измерительные приборы и устройства.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ
Сантехникам приходится многократно повторять однообразные движения, часто в неудобных позах, что может приводить к болям в спине и шее заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
ТРЕБУЕМОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Профессию сантехника можно получить в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования.
КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
Возможные пути развития слесаря-сантехника.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем, выполняя все более сложные и масштабные работы, можно осваивать новые специальности в рамках близких профессий. Например, монтажник сантехнических систем и оборудования.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что работник с профессией слесаря-сантехника может со временем повысить свою квалификацию в строительном ВУЗе и совершить движение по линии административного роста: техник – начальник отдела технического обслуживания предприятия. При выборе данного направления карьеры необходимо быть общительным, полезно развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
При наличии «инженерной жилки» рекомендуется получить высшее техническое образование и двигаться по линии: техник – инженер – главный инженер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что квалифицированный работник с профессией слесаря-сантехника со временем совершенствует навыки, нарабатывает свой уникальный профессиональный опыт и может создать собственный бизнес по ремонту сантехники, по типу частной компании «Муж на час». В случае интереса к данному направлению карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать профессии менеджер проекта, предприниматель.
Квалификационная характеристика слесаря-сантехника 4-го разряда
Характеристика работ. Разборка, ремонт и сборка средней сложности деталей и узлов санитарно-технических систем центрального отопления, водоснабжения, канализации и водостоков. Разметка мест установки прибора и креплений. Группировка и догруппировка чугунных радиаторов на месте ремонта. Соединение трубопроводов отопительных панелей, санитарно-технических кабин и блоков. Крепление деталей и приборов при помощи поршневых пистолетов.
Должен знать: устройство и способы ремонта трубопроводных санитарно-технических систем из стальных и полимерных труб; устройство поршневых пистолетов и правила работы с ними; способы разметки мест установки приборов и креплений; правила установки санитарных и нагревательных приборов.
Примеры работ
Разборка, ремонт, сборка:
- Бачков смывных.
- Ванн различных.
- Вентилей.
- Кранов, кроме трехходовых.
- Моек различных.
- Раковин.
- Смесителей.
- Умывальников.
- Унитазов.
- Установок для мойки подкладных суден.
- Шкафов вытяжных.