Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Программа профессиональной подготовки по профессии ОКПР 18874 «Столяр» состоит из учебного плана, МДК, учебной и производственной практик, комплекта контрольно-оценочных средств для проведения экзамена квалификационного. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональных стандартов по профессии ОКПР 18874 «Столяр». К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Все материалы, входящие в учебно-методический комплекс, согласованы с работодателем.
Образовательная программа профессионального обучения по программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 262023.01 Мастер столярного и мебельного производства, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 764, зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29645 с учетом изменений, внесенных приказом Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 г. N 29645).
Учебный план составлен в соответствии с рекомендациями ФИРО. Продолжительность профессионального обучения определялась конкретной программой профессионального обучения, которая разрабатывалась и утверждалась на основе установленных квалификационных
требований (профессиональных стандартов) колледжем самостоятельно.
Образовательная программа — это комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся по профессии 18874 «Столяр».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292;
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные образовательные программы среднего
профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291;
- Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36.
- Приказ Минобрнауки России от 27.10.2015 № 1224 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 262023.01 Мастер столярного и мебельного производства, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N764, зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2013 г. N 29645 с учетом изменений, внесенных приказом Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 г. N 29645).
- требований Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) 2016 г..
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. №2;
— Локальные нормативные документы колледжа, регламентирующие образовательную деятельность; Методическую основу разработки образовательной программы составляют:
Нормативный срок освоения программы.
Сроки обучения: 10 месяцев на базе незаконченного основного общего образования 8 классов
Обучающийся по профессии 18874 Столяр готовится к видам профессиональной деятельности в качестве столяра 2 разряда.
Оценка качества освоения образовательной программы (ОП) включает текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию обучающихся.
Уделяется большое внимание индивидуальной работе преподавателя с обучающимися. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем, мастером производственного обучения: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету становятся важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению контакта между преподавателем (мастером производственного обучения) и обучающимся.
Уровень знаний, умений и навыков осуществляется через текущий контроль, промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию.
Промежуточная аттестация — этап педагогического мониторинга и контроля уровня достижений учащихся. Включает в себя рубежную и завершающую аттестацию. Задачей промежуточной аттестации является оценка уровня овладения видом профессиональной деятельности, уровня знаний, умений и навыков.
Текущий и рубежный контроль — формы педагогического мониторинга, направленного на выявление соответствия уровня подготовки обучающихся в части знаний и умений требованиям учебной программы дисциплины на определенном этапе и готовность его к переходу на следующий этап освоения профессионального модуля. Задачи текущего и рубежного контроля: оценивание элементов компетенций (знаний и умений).
Для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности, правильности выполнения требуемых действий, соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала, формирование действия с должной мерой обобщения, освоения. Текущий контроль успеваемости для обучающихся позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность. Текущий контроль знаний осуществляется в форме: тестовых заданий, практических заданий, контрольных работ, деловых игр, оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы и других форм, предусмотренных локальными актами.
Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов, дифференцированных зачетов, экзаменов. Форма промежуточной аттестации (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов привлекаются преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям привлекаются в качестве внештатных экспертов работодатели.
Итоговая аттестация
Оценка качества освоения образовательной программы (ОП) завершается итоговой аттестацией обучающихся.
Итоговая аттестация — проводится по окончании освоения ОП.
Форма проведения итоговой аттестации
По окончании освоения ОП проводится итоговая аттестация. Форма итоговой аттестации — квалификационный экзамен. Порядок подготовки и проведения итоговой аттестации определяются в соответствии с нормативным и документами органов управления образованием и положением об итоговой аттестации, утвержденным директором образовательного учреждения.
Кадровое обеспечение
Реализация программы профессионального обучения должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Образовательная программа по профессии 18874 Столяр обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем дисциплинам, модулям учебного плана. Обеспеченность учебной литературой находится в пределах норматива (1 экз. на 1 обучающегося). Наряду с учебниками по дисциплинам и модулям имеются учебные пособия, разработанные преподавателями и мастером производственного обучения, которые в целом охватывают учебный материал, предусмотренный рабочими программами. При проведении теоретических занятий используется мультимедиа комплексы, что обеспечивает наглядность процесса обучения и повышает его качество. Созданы электронные версии методических разработок преподавателей по изучению дисциплин и модулей. Имеется возможность подключения во время урока к сети Интернет. В колледже имеется читальный зал. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к библиотечному фонду.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение реализации программы профессионального обучения по профессии 18874 Столяр, отвечает санитарным и противопожарным нормам и особым образовательным потребностям обучающихся. Обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания, наличие санитарно- гигиенических помещений. Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий и теоретической подготовки
Требования к организации практики.
Практика является обязательным разделом образовательной программы по профессии 18874 Столяр. Предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Учебная и производственная практика проводятся в целях освоения обучающимися трудовых функций, соответствующих видам деятельности. Учебная практика реализовывается рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Учебная практика проводится в специально оборудованных мастерских, оснащённых необходимым оборудованием и инструментами. Количество часов учебной практики в день — 6 часов, с включением в это время обеденного перерыва 45 минут и технологических перерывов 15 минут в каждом часе.
Руководство производственной практикой осуществляет мастер производственного обучения, участвующий в реализации профессионального модуля, в руководстве производственной практикой участвуют также представители организаций. По окончании практики обучающиеся, представляют свои отчетные документы, дневник производственной практики с производственной характеристикой.
Описание профессии
Столяр — мастер, работающий с деревом, создающий изделия из дерева.
Столяр — человек, владеющий одной из немногих профессий, создающих так называемый «конечный продукт». Он ведет свою работу от начала до конца зная, что только от него зависит его качество, от его опыта, знаний и умений, что в случае удачи он по праву может гордиться своим трудом. В столярном деле скрыты огромные возможности творческого содержания труда, рационализации и изобретательства. Столяр производит изготовление и сборку столярно-строительных изделий (простых столярных тяг, окон, дверей, перегородок, лестниц и др.), производит монтаж (установку) перечисленных изделий по месту с соответствующим их креплением, собирает и устанавливает встроенную мебель, устанавливает сайдинг-панели.
Особенности профессии
В родстве со столярной профессией — профессия плотника. Однако столярная работа тоньше плотницкой. Плотник может построить дом, а столяр — всё то, что находится внутри.
Уровень квалификации столяра обозначается разрядом. Самый высокий разряд — 6. Простейшие работы: отбор, сортировка пиломатериалов, заготовка брусков и т.д. — относятся к 2-3 разрядам. Столяр 4 разряда, в основном, изготавливает и собирает предметы прямоугольной формы. Рабочие 6 разряда изготавливают, устанавливают и реставрируют особо сложные фигурные и лекальные поручни, плинтусы, наличники и т.д.
Столяр может специализироваться на каком-то определённом направлении. Например, на изготовлении мебели, окон, дверей, лестниц, музыкальных инструментов и пр.
Среди столяров-мебельщиков выделяется немногочисленная группа столяров-краснодеревщиков. Они конструируют новую мебель, реставрируют старую, выполняют индивидуальные заказы.
Судовой столяр устанавливает и крепит мебель на судах.
Столяр строительный занимается отделкой домой.
Столяр по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов выпиливает ажуры и контуры деталей, узлов.
Работая над изделием, квалифицированный столяр опирается на эскиз и чертёж (которые он разрабатывает сам или получает от дизайнера/заказчика). Затем он выбирает подходящий для работы пиломатериал, делает заготовки, превращает их в детали. Соединив их, он получает готовое изделие.
В зависимости от специализации, столяр работает на открытом воздухе или в помещении. Иногда — на большой высоте (столяры-строители). При этом мастеру приходится пилить, строгать, вытачивать, клеить и пр. При этом он использует верстак, циркулярную пилу, ножовку, топор, молоток, рубанок и многие другие инструменты и материалы.
Работа с ними требует умения и соблюдения техники безопасности. Их несоблюдение чревато травмами (в основном, травмы конечностей, глаз) и профессиональными заболеваниями.
Столяру приходится дышать лаками, красками, древесной пылью. Некоторые инструменты создают сильный шум и вибрацию.
Всё это может вызвать профессиональные заболевания: болезни дыхательных путей, позвоночника, снижение слуха (у столяров- станочников). К счастью, всего этого можно избежать, если следить за удобством рабочего места, использовать защитные очки, маску, беруши и пр., а также чередовать работу с активным отдыхом, спортом. Многие столяры успешно работают до преклонного возраста.
Рабочее место
Столяры работают на предприятиях деревообрабатывающей, лесной, лесохимической промышленности, на строительных и ремонтностроительных предприятиях, судостроительных и судоремонтных предприятиях, в административно-хозяйственных отделах организаций и учреждений.
При хорошей квалификации можно работать индивидуально.
Важные качества
Склонность к работе руками, художественный вкус, развитый глазомер, пространственное воображение, правильное цветовосприятие, хорошие зрение и слух, координация движений, аккуратность, внимательность, уравновешенность.
Знания и навыки
Столяру нужно уметь «читать» чертежи, и эскизы. Столяр, работающий индивидуально, должен уметь составлять эскизы и чертежи будущих изделий самостоятельно.
Необходимо знать свойства древесины, владеть способами её обработки, способами изготовления, пригонки и навески столярных изделий.